Сторожевой
корабль
пр.35
В
конце 50-х
годов
постоянно
велись
исследования
по
разработке
мощного
морского
охотника,
получившего
номер
проекта 159.
Новый
вариант
этого
корабля
получившего
номер
проекта 35,
вначале
классифицировался
как большой
охотник,
затем - как
МПК, а позже
- как СКР.
Эти
сторожевики
отличались
от своего
прототипа
более мощной
ГЭУ и
оригинальным
гидротурбинным
движителем:
вращаемые
дизелями
гребные
винты были
помещены в
трубы, в
которые
нагнетался
воздух,
создавая
дополнительную
тягу. В
таком режиме
скорость
возрастала
до 32 узлов;
без
применения
форсажа она
составляла
20 узлов.
При
сохранении
главных
размерений
проекта 159,
состав
вооружения
данного
корабля
отличался
заменой
четырех
РБУ-2500 на
второй
пятитрубный
400-мм
торпедный
аппарат и на
2 РБУ-6000.
Вместо РЛС
"Фут-Н"
устанавливалась
РЛС "Рубка",
на части
кораблей
устанавливалась
РЛС
управления
"Турель".
Головной
корабль
проекта 35
вступил в
строй 25
декабря 1964
года. Вся
серия из 18
кораблей
была
построена до
1967 года.
Затем, по
модернизируемому
проекту 35М
было
предусмотрено
снять
кормовой
400-мм
торпедный
аппарат,
дополнительно
разместить 2
РБУ-6000 и
вместо ГАС
"Титан" с "Вычегдой"
установить
новые -
подкильную
"Платина-МС"
и
буксируемую
"Рось-К". За
период с
1973 года по
1978 год
было
модернизировано
8 кораблей.
Сторожевой
корабль
СКР-6 был
10.04.1963
г. заложен
на стапеле
ССЗ № 820 в
Калининграде
(заводской №
182). Спущен
на воду
06.02.1964
г. и
12.03.1966
г. зачислен
в списки
кораблей
ВМФ. Вступил
в строй
30.11.1966
г. и
12.12.1966
г. включен в
состав ДКБФ.
До
19.05.1966
г. относился
к подклассу
ПЛК.
28.07.1967
г.
перечислен в
состав КЧФ и
летом 1967
г. совершил
межфлотский
переход
вокруг
Скандинавии
из Балтийска
в
Севастополь.
01.06 -
31.06.1967
г. и 01.01 -
31.12.1968
г., находясь
при несении
боевой
службы в
зоне военных
действий на
Средиземном
море,
выполнял
задачу по
оказанию
помощи
вооруженным
силам
Египта.
С
19.07.1976
г. по
02.03.1978
г. и с
23.01.1984
г. по
08.04.1986
г. на
“Севморзаводе”
им.
С.Орджоникидзе
в
Севастополе
проходил
капитальный
ремонт.
Сторожевой
корабль
"СКР-6"
непосредственно
участвовал в
нашумевшей
операции по
выдворению
из советских
территориальных
вод в районе
Фороса
американских
военных
кораблей.
В начале
февраля
месяца 1988
года стало
известно о
предстоящем
заходе в
Черное море
ракетного
крейсера
"Йорктаун" и
эсминца
"Кэрон" из
состава 6-го
флота США.
Американские
корабли,
пройдя
турецкие
проливы, 12
февраля
вошли в
Черное море.
Их сразу же
взяли под
наблюдение
корабли
разведки
Черноморского
флота. В тот
же день
командующему
Черноморским
флотом
адмиралу
Михаилу
Хронопуло
был отдан
приказ
действовать
в
соответствии
с ранее
полученной
директивой -
в случае
нарушения
ими
госграницы
действовать
решительно,
вплоть до
навала на
данные
корабли.
В эту
операцию
были
назначены
два
сторожевых
корабля:
"Беззаветный"
и СКР-6.
Двум СКР
Черноморского
флота
надлежало
стать
основной
силой,
предназначенной
для
пресечения
возможных
действий по
нарушению
границы
территориальных
вод страны.
По данным
центрального
командного
пункта (ЦКП)
ВМФ СССР,
события в
районе между
Ялтой и
Форосом,
куда пришли
американцы,
выглядели
следующим
образом. В
09.45 12
февраля 1988
года, т.е.
за полчаса
до
предполагаемого
входа
американцев
в форосский
залив, с
"Беззаветного"
открытым
текстом
передали на
"Йорктаун":
"Ваш курс
ведет к
пересечению
территориальных
вод СССР".
Предлагаю
лечь на курс
110." Сигнал
был оставлен
без ответа.
Тогда
начальник
штаба ЧФ
приказывает
командиру
"Беззаветного"
передать на
американский
крейсер
следующее
предупреждение
по радио:
"По
существующим
советским
законам,
право
мирного
прохода
иностранными
военными
кораблями в
этом районе
запрещено.
Во избежание
инцидента,
настоятельно
рекомендую
изменить Ваш
курс с целью
предотвращения
нарушения
территориальных
вод СССР". В
10.15 с
"Йорктауна"
поступил
ответ: "Вас
понял. Я
ничего не
нарушаю.
Действую
согласно
международным
правилам".
Тогда в
дело
вмешался сам
командующий
ЧФ адмирал
Хронопуло.
По его
приказу
"Беззаветный"
передает на
американский
крейсер
предупреждение:
"До входа в
территориальные
воды СССР -
20
кабельтовых.
В случае
нарушения
Вами
территоиальных
вод имею
приказ
вытеснять
Вас вплоть
до навала".
В 10.45
"Йорктаун"
вновь
отвечает на
"Беззаветный"
стандартной
фразой:
"Курс менять
не буду.
Пользуюсь
правом
мирного
прохода.
Ничего не
нарушаю". И
тут же
пересекает
границу
территориальных
вод СССР.
Вслед за ним
это делает и
следовавший
в кильватер
ракетному
крейсеру
эсминец
"Кэрон".
Пограничный
СКР "Измаил"
поднимает
сигнал: "Вы
нарушили
границу
территориальных
вод СССР".
Тем
временем
"СКР-6" стал
догонять
американский
эсминец,
который
уклонился от
навала
увеличением
скорости
хода. Однако
"СКР-6"
продолжал
следовать за
эсминцем.
Тут же все
советские
корабли
подняли
сигнал: "Вы
нарушили
государственную
границу
СССР. Требую
немедленно
покинуть
воды СССР".
"Беззаветный"
в это время
находился на
траверзе
левого борта
"Йорктауна",
а СКР-6
следовал в
кильватер
эсминцу
"Кэрон".
Американские
корабли
продолжали
двигаться в
сторону
крымского
побережья.
Вероятно,
изменение
курса не
предусматривалось
планами
американской
стороны или
же это было
уже вне
компетенции
командиров
кораблей.
В 10.56
эсминец
"Кэрон",
заметив
решительный
маневр
догонявшего
его "СКР-6",
который
находился в
150 метрах,
поспешно
поднял
сигнал:" Не
подходить к
борту!" В
это же время
"Беззаветный"
следовал
всего в
полусотне
метров от
"Йорктауна".
Последовал
последний
обмен
сигналами. И
вновь на
сообщение
"Беззаветного"
о нарушении
границы с
"Йорктауна"
ответили
отрицательно.
И тогда оба
черноморских
сторожевика,
резко
увеличив
ход, начали
навал на
вдвое более
крупные
американские
корабли.
"Беззаветный"
постоянно
докладывал
на командный
пункт флота
в
Севастополе
дистанцию:
"до крейсера
20 метров,
10 метров…".
На кормовой
палубе
"Йорктауна",
столпились у
борта
матросы.
Одни
фотографируют
приближение
"Беззаветного",
другие
просто
смотрят. Но
вскоре всем
им стало не
до шуток -
прямо на
леера
надвигался
нос
советского
сторожевика.
В 11.02
"Беззаветный"
навалился на
левый борт
крейсера, со
скрежетом он
прошелся по
леерам и
пусковой
установке
ракет
"Гарпун",
смяв их.
Тем
временем
"СКР-6"
навалился на
левый борт в
кормовой
части
эсминца
"Кэрон",
повредив ему
ему шлюпку и
шлюпбалку.
На "СКР-6"
был смят
фальшборт и
погнуты
леерные
стойки.
Только
точный
расчет и
мастерство
командиров
обоих
кораблей
позволили
выполнить
непростой
приказ,
продемонстрировав
решительность
собственных
намерений,
не переходя
при этом
опасную
грань.
Одновременно
с этим, в
этой сложной
ситуации все
же удалось
избежать
более
серьезных
повреждений
и
человеческих
жертв. В
11.40
адмирал
Хронопуло
передал на
"Беззаветный"
и "СКР-6"
приказ из
Москвы:
"Отойти от
кораблей
США,
передать им
требование
покинуть
территориальные
воды СССР.
Быть
готовыми к
повторному
навалу.
Отойдя от
американских
кораблей на
безопасное
расстояние,
оба
сторожевика
продолжили
сопровождение
нарушителей
в полной
готовности к
повторению
маневра.
Однако
необходимость
в этом
отпала. Оба
американских
корабля
легли на
курс выхода
из
территориальных
вод, не
рискнув
возвращаться
тем же
путем, как
они это
практиковали
прежде.
Выйдя в
нейтральные
воды, они
легли в
дрейф, ведя
активные
переговоры
по радио со
своим
начальством.
Затем оба
корабля
взяли курс в
сторону
Босфора, не
заходя более
в советские
территориальные
воды.
19.04.1990
г. был
исключен из
состава ВМФ
в связи со
сдачей в ОФИ
для
разоружения,
демонтажа и
реализации.
01.08.1990
г.
расформирован
и позже
разделан на
металл в
Севастополе.