В связи со сменой
приоритетов в 1960-х годах в Советском ВМФ
на первое место встала «противолдочная»
направленность разработок. Такое увлечение
задачами ПЛО привело к желанию руководства
резко увеличить возможности сторожевых
кораблей
пр.159 по обнаружению
современных подводных целей, в том числе
атомных ПЛ противника. Тактико-техническое
задание на разработку проекта модернизации,
получившего номер 159-М, было выдано
в 1969 году Зеленодольскому ПКБ. Проект
предусматривал размещение на корабле
буксируемой ГАС «Вега» вместо кормового
комплекса вооружений (РБУ-2500 и
бомбосбрасывателей). Для этого в корме
устанавливалась дополнительная надстройка,
внутри которой размещалось оборудование для
выпуска и подъёма буксируемой антенны, а
также сама ГАС «Вега». При этом корабль
помимо вышеперечисленного противолодочного
оружия также лишился и возможности
осуществлять постановку морских мин. Также
на пр.159-М радиолокационная станция
общего обнаружения «Фут-Н» была заменена на
более новую РЛС «Рубка».
Всего за период с 1973 по
1980 годы на трёх заводах по проекту
159-М была проведена модернизация 9
кораблей. На западе они получили обозначение
Modified Petya-I class.
На одном из кораблей (возможно СКР-18)
оборудование БГАС располагалось в открытую
на верхней палубе.
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ СЛУЖБЫ
• СКР-38,
[з/н 150]; до 19.05.1966 г. ПЛК-4.
31.10.1958 г. заложен на стапеле ССЗ № 820 в
Калининграде; 17.02.1959 г. зачислен в
списки кораблей ВМФ; спущен на воду
1.04.1960 г., вступил в строй 30.11.1961 г.;
16.01.1962 г. включён в состав КБФ; до
19.05.1966 г. относился к подклассу ПЛК; в
период с 30.08.1984 г. по 5.02.1987 г.
модернизирован на СРЗ в Риге по пр.159-М;
19.04.1990 г. исключён из состава ВМФ в
связи со сдачей в ОФИ для разоружения,
демонтажа и реализации; 1.10.1990 г.
расформирован; в 1991–1992 гг. затонул при
демонтаже механизмов и систем в Балтийском
порту из-за неисправности донно-забортной
арматуры.
• СКР-47,
[з/н 151]; до 19.05.1966 г. ПЛК-5.
31.12.1958 г. заложен на стапеле ССЗ № 820 в
Калининграде; 17.02.1959 г. зачислен в
списки кораблей ВМФ; спущен на воду
1.07.1960 г.; вступил в строй 26.12.1961 г.;
16.06.1962 г. включён в состав КБФ; в конце
1962 г. совершил межфлотский переход вокруг
Скандинавии из Балтийска в Североморск;
8.12.1962 г. перечислен в состав СФ; до
19.05.1966 г. относился к подклассу ПЛК; в
период с 28.05.1973 г. по 25.11.1974 г. на
Прибалтийском ССЗ «Янтарь» в Калининграде
модернизирован по пр.159-М; с
1.11.1987 г. по 16.12.1988 г. на СРЗ-82 в
пос. Росляково прошёл средний ремонт;
29.10.1992 г. исключён из состава ВМФ в
связи со сдачей в ОФИ для разоружения,
демонтажа и реализации; 31.12.1992 г.
расформирован и разделан на металл в
Архангельске.
• СКР-17,
[з/н 154]; до 19.05.1966 г. ПЛК-17, с
19.08.1982 г. ОС-34. 24.04.1959 г.
заложен на стапеле ССЗ № 820 в Калининграде;
21.05.1959 г. зачислен в списки кораблей
ВМФ; спущен на воду 5.08.1960 г., вступил в
строй 31.12.1961 г.; 16.01.1962 г. включён в
состав КБФ; до 19.05.1966 г. относился к
подклассу ПЛК; 15.03.1965 г. перечислен в
состав СФ и весной 1965 г. совершил
межфлотский переход вокруг Скандинавии из
Балтийска в Североморск; 27.05.1980 г. после
перехода весной 1980 г. по внутренним водным
системам из Белого моря в Азовское, а оттуда
в Чёрное переведён в состав КЧФ;
8–13.05.1970 г. нанёс визит в порт Алжир; с
7.10.1975 г. по 28.11.1977 г. на
Прибалтийском ССЗ «Янтарь» в Калининграде
прошёл капитальный ремонт и модернизацию по
пр.159-М; 19.08.1982 г. выведен из
боевого состава и переформирован в ОС;
28.09.1990 г. исключён из списков судов ВМФ
в связи со сдачей в ОФИ для разоружения,
демонтажа и реализации; 1.10.1990 г.
расформирован и позже разделан на металл в
Севастополе.
• СКР-22,
[з/н 158]; до 19.05.1966 г. ПЛК-22.
12.09.1959 г. зачислен в списки кораблей
ВМФ; 26.09.1959 г. заложен на стапеле ССЗ
№820 в Калининграде; спущен на воду
25.01.1961 г.; вступил в строй 14.11.1962
г.; 19.12.1962 г. включён в состав КБФ; в
конце 1963 г. совершил межфлотский переход
вокруг Скандинавии из Балтийска в
Североморск и 17.12.1963 г. перечислен в
состав СФ; до 19.05.1966 г. относился к
подклассу ПЛК; с 28.11.1977 г. по 26.04.1979
г. на Прибалтийском ССЗ «Янтарь» в
Калининграде и с 10.08.1985 г. по 25.08.1987
г. на СРЗ-82 в пос. Росляково проходил
капитальный ремонт и модернизацию по
пр.159-М; 24.06.1991 г. исключён из
состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для
разоружения, демонтажа и реализации;
1.10.1991 г. расформирован и позже разделан
на металл в Мурманске.
• СКР-33,
[з/н 159]; до 19.05.1966 г. ПЛК-25.
12.09.1959 г. зачислен в списки кораблей
ВМФ; 26.12.1959 г. заложен на стапеле ССЗ №
820 в Калининграде; спущен на воду 7.04.1961
г.; вступил в строй 14.11.1962 г.;
19.12.1962 г. включён в состав КБФ; в конце
1963 г. совершил межфлотский переход вокруг
Скандинавии из Балтийска в Североморск и
17.12.1963 г. перечислен в состав СФ; до
19.05.1966 г. относился к подклассу ПЛК;
1.10.1973 г. выведен из боевого состава,
законсервирован и поставлен на отстой, но
30.07.1978 г. расконсервирован и вновь
введён в строй; с 24.11.1978 г. по
27.05.1980 г. на Прибалтийском ССЗ «Янтарь»
модернизирован по пр.159-М; с
9.10.1986 г. по 1.11.1988 г. на СРЗ-82 в
пос. Росляково прошёл капитальный ремонт;
4.08.1995 г. исключён из состава ВМФ в связи
со сдачей в ОРВИ для разоружения, демонтажа
и реализации; 1.09.1995 г. расформирован.
• СКР-18,
[з/н 28]; до 19.05.1966 г. ПЛК-15.
28.08.1959 г. заложен на стапеле ССЗ № 638
им. С.М.Кирова в Хабаровске; 29.09.1959 г.
зачислен в списки кораблей ВМФ; спущен на
воду 27.06.1961 г.; вступил в строй
12.12.1962 г.; 30.12.1962 г. включён в
состав ТОФ; до 19.05.1966 г. относился к
подклассу ПЛК; с 5.07.1973 г. по 25.01.1974
г. на «Дальзаводе» им. 50-летия СССР во
Владивостоке прошёл капитальный ремонт и
модернизацию по пр.159-М;
18–23.11.1976 г. нанёс визит в Басру (Ирак);
с 2.03.1979 г. входил в состав КамФлРС и с
23.04.1981 г. в состав СахФлРС КТОФ;
4.05.1989 г. исключён из состава ВМФ в связи
со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и
реализации; 1.10.1989 г. расформирован.
• СКР-11,
[з/н 30]; до 19.05.1966 г. ПЛК-11.
20.12.1960 г. заложен на стапеле ССЗ № 638
им. С.М.Кирова в Хабаровске; 16.02.1962 г.
зачислен в списки кораблей ВМФ; спущен на
воду 25.04.1963 г.; вступил в строй
14.12.1963 г.; 23.11.1964 г. включён в
состав ТОФ; до 19.05.1966 г. относился к
подклассу ПЛК; в период с 3.03.1976 г. по
1.01.1978 г. на «Дальзаводе» им. 50-летия
СССР во Владивостоке прошёл капитальный
ремонт и модернизацию по пр.159-М;
31.12.1988 г. выведен из боевого состава,
законсервирован и в б. Новик поставлен на
отстой; 1.10.1989 г. расконсервирован и
вновь введён в строй; 15.02.1991 г. исключён
из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для
разоружения, демонтажа и реализации;
1.06.1991 г. расформирован.
• СКР-43,
[з/н 31]; до 19.05.1966 г. ПЛК-43.
16.06.1961 г. заложен на стапеле ССЗ № 638
им. С.М.Кирова в Хабаровске; 31.05.1962 г.
зачислен в списки кораблей ВМФ; спущен на
воду 28.08.1963 г.; вступил в строй
29.04.1964 г.; 23.11.1964 г. включён в
состав ТОФ; до 19.05.1966 г. относился к
подклассу ПЛК; в период с 27.05.1974 г. по
2.04.1975 г. на «Дальзаводе» им. 50-летия
СССР во Владивостоке прошёл средний ремонт;
с 10.02.1981 г. по 10.11.1981 г. там же
модернизирован по пр.159-М. 4.05.1989
г. исключён из состава ВМФ в связи со сдачей
в ОФИ для разоружения, демонтажа и
реализации; 1.10.1989 г. расформирован.
• СКР-46,
[з/н 33]; до
19.05.1966 г. ПЛК-46. 19.07.1963 г.
заложен на стапеле ССЗ № 638 им. С.М.Кирова
в Хабаровске; 29.01.1964 г. зачислен в
списки кораблей ВМФ; спущен на воду
24.04.1965 г.; вступил в строй 30.09.1965
г.; 21.10.1965 г. включён в состав КТОФ; до
19.05.1966 г. относился к подклассу ПЛК; с
17.07.1971 по 29.07.1974 г. на «Дальзаводе»
им. 50-летия СССР во Владивостоке
модернизирован по пр.159-М; с
11.12.1980 г. по 10.11.1981 г. на
Хабаровском ССЗ им. С.М.Кирова прошёл
капитальный ремонт; 4.05.1989 г. исключён из
состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для
разоружения, демонтажа и реализации;
1.10.1989 г. расформирован; с 26.11.1971 г.
по 17.11.1973 г. кораблём командовал
В.И.Куроедов (c 7.11.1997 г. – Главком ВМФ
РФ).
ОСНОВНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ
ХАРАКТЕРИСТИКИ |
Водоизмещение, тонн
• стандартное
• полное |
-
950
1 150 |
Основные размерения, м
• длина наибольшая (по КВЛ)
• ширина наибольшая (по КВЛ)
• осадка наибольшая (средняя) |
-
81,8 (78)
9,2 (8,9)
5,8 (2,85) |
Главная энергетическая установка:
• 2 форсажных газовых турбины М-2Б,
суммарная мощность, л.с. (кВт)
• 1 дизель 61Б, мощность, л.с. (кВт) |
дизель-газотурбинная М-2
-
30 000 (22 050)
6 000 (4 410) |
3 вала; 2 ВФШ, 1 ВРШ; 2
подруливающих устройства |
Скорость хода, уз:
• наибольшая
• экономическая |
-
32
14 |
Дальность плавания, миль (при
скорости, уз) |
2000 (14) |
Автономность, сут. |
10 |
Экипаж, чел. (в т.ч. офицеров) |
98 (9) |
ВООРУЖЕНИЕ |
Артиллерийское:
• 76,2-мм АУ АК-726 |
-
2 Х 2 |
Торпедное:
• 400-мм ТА ПТА-40-159 |
-
1
Х 5 |
Противолодочное:
• РБУ-2500 «Смерч»
глубинные бомбы РГБ-25 |
-
2 Х 16
128 |
РАДИОЭЛЕКТРОННОЕ ВООРУЖЕНИЕ |
БИУС |
•
«Планшет-59» |
РЛС общего обнаружения |
1
х
МР-302 «Рубка» (Strut Curve) |
НРЛС |
1
х «Дон-2»
(Don II) |
ГАС |
•
«Титан» (Bull Horn)
• «Вычегда»
• БГАС «Вега» |
средства РЭБ |
•
«Бизань-4Б» (Watch Dog) |
РЛС управления огнем |
1
х
«Фут-Б» (Hawk Screech)
или
1
х
МР-105 «Турель» (Owl
Screech) для АУ |
средства связи |
набор средств |
РЛС госопознавания |
•
«Нихром» (High Pole B) |
|
Боковая проекция СКР пр.159-М
(2000х515 pix)
Цветная боковая проекция СКР-38 пр.159-М
(2000x640 pix)
СКР пр.159-М, июнь 1989 г.
СКР пр.159-М с открыто установленным
оборудованием БГАС
СКР пр.159-М
СКР-38 пр.159-М, 1980-е гг.
СКР-46 пр.159-М Тихоокеанского
|