Сайт посвящен кораблям, входившим в состав 17-й бригады противолодочных кораблей

Крымской военно-морской базы Краснознамённого Черноморского Флота СССР.

Главная

СТОРОЖЕВЫЕ КОРАБЛИ
Проект 159-МModified Petya-I class
(переоборудовано 9)

ВЕРНУТЬСЯ К: ПРОЕКТ 159 • СКР-1 (PETYA-I CLASS)

В связи со сменой приоритетов в 1960-х годах в Советском ВМФ на первое место встала «противолдочная» направленность разработок. Такое увлечение задачами ПЛО привело к желанию руководства резко увеличить возможности сторожевых кораблей пр.159 по обнаружению современных подводных целей, в том числе атомных ПЛ противника. Тактико-техническое задание на разработку проекта модернизации, получившего номер 159-М, было выдано в 1969 году Зеленодольскому ПКБ. Проект предусматривал размещение на корабле буксируемой ГАС «Вега» вместо кормового комплекса вооружений (РБУ-2500 и бомбосбрасывателей). Для этого в корме устанавливалась дополнительная надстройка, внутри которой размещалось оборудование для выпуска и подъёма буксируемой антенны, а также сама ГАС «Вега». При этом корабль помимо вышеперечисленного противолодочного оружия также лишился и возможности осуществлять постановку морских мин. Также на пр.159-М радиолокационная станция общего обнаружения «Фут-Н» была заменена на более новую РЛС «Рубка».

Всего за период с 1973 по 1980 годы на трёх заводах по проекту 159-М была проведена модернизация 9 кораблей. На западе они получили обозначение Modified Petya-I class. На одном из кораблей (возможно СКР-18) оборудование БГАС располагалось в открытую на верхней палубе.

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ СЛУЖБЫ

• СКР-38, [з/н 150]; до 19.05.1966 г. ПЛК-4. 31.10.1958 г. заложен на стапеле ССЗ № 820 в Калининграде; 17.02.1959 г. зачислен в списки кораблей ВМФ; спущен на воду 1.04.1960 г., вступил в строй 30.11.1961 г.; 16.01.1962 г. включён в состав КБФ; до 19.05.1966 г. относился к подклассу ПЛК; в период с 30.08.1984 г. по 5.02.1987 г. модернизирован на СРЗ в Риге по пр.159-М; 19.04.1990 г. исключён из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации; 1.10.1990 г. расформирован; в 1991–1992 гг. затонул при демонтаже механизмов и систем в Балтийском порту из-за неисправности донно-забортной арматуры.

• СКР-47, [з/н 151]; до 19.05.1966 г. ПЛК-5. 31.12.1958 г. заложен на стапеле ССЗ № 820 в Калининграде; 17.02.1959 г. зачислен в списки кораблей ВМФ; спущен на воду 1.07.1960 г.; вступил в строй 26.12.1961 г.; 16.06.1962 г. включён в состав КБФ; в конце 1962 г. совершил межфлотский переход вокруг Скандинавии из Балтийска в Североморск; 8.12.1962 г. перечислен в состав СФ; до 19.05.1966 г. относился к подклассу ПЛК; в период с 28.05.1973 г. по 25.11.1974 г. на Прибалтийском ССЗ «Янтарь» в Калининграде модернизирован по пр.159-М; с 1.11.1987 г. по 16.12.1988 г. на СРЗ-82 в пос. Росляково прошёл средний ремонт; 29.10.1992 г. исключён из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации; 31.12.1992 г. расформирован и разделан на металл в Архангельске.

• СКР-17, [з/н 154]; до 19.05.1966 г. ПЛК-17, с 19.08.1982 г. ОС-34. 24.04.1959 г. заложен на стапеле ССЗ № 820 в Калининграде; 21.05.1959 г. зачислен в списки кораблей ВМФ; спущен на воду 5.08.1960 г., вступил в строй 31.12.1961 г.; 16.01.1962 г. включён в состав КБФ; до 19.05.1966 г. относился к подклассу ПЛК; 15.03.1965 г. перечислен в состав СФ и весной 1965 г. совершил межфлотский переход вокруг Скандинавии из Балтийска в Североморск; 27.05.1980 г. после перехода весной 1980 г. по внутренним водным системам из Белого моря в Азовское, а оттуда в Чёрное переведён в состав КЧФ; 8–13.05.1970 г. нанёс визит в порт Алжир; с 7.10.1975 г. по 28.11.1977 г. на Прибалтийском ССЗ «Янтарь» в Калининграде прошёл капитальный ремонт и модернизацию по пр.159-М; 19.08.1982 г. выведен из боевого состава и переформирован в ОС; 28.09.1990 г. исключён из списков судов ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации; 1.10.1990 г. расформирован и позже разделан на металл в Севастополе.

• СКР-22, [з/н 158]; до 19.05.1966 г. ПЛК-22. 12.09.1959 г. зачислен в списки кораблей ВМФ; 26.09.1959 г. заложен на стапеле ССЗ №820 в Калининграде; спущен на воду 25.01.1961 г.; вступил в строй 14.11.1962 г.; 19.12.1962 г. включён в состав КБФ; в конце 1963 г. совершил межфлотский переход вокруг Скандинавии из Балтийска в Североморск и 17.12.1963 г. перечислен в состав СФ; до 19.05.1966 г. относился к подклассу ПЛК; с 28.11.1977 г. по 26.04.1979 г. на Прибалтийском ССЗ «Янтарь» в Калининграде и с 10.08.1985 г. по 25.08.1987 г. на СРЗ-82 в пос. Росляково проходил капитальный ремонт и модернизацию по пр.159-М; 24.06.1991 г. исключён из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации; 1.10.1991 г. расформирован и позже разделан на металл в Мурманске.

• СКР-33, [з/н 159]; до 19.05.1966 г. ПЛК-25. 12.09.1959 г. зачислен в списки кораблей ВМФ; 26.12.1959 г. заложен на стапеле ССЗ № 820 в Калининграде; спущен на воду 7.04.1961 г.; вступил в строй 14.11.1962 г.; 19.12.1962 г. включён в состав КБФ; в конце 1963 г. совершил межфлотский переход вокруг Скандинавии из Балтийска в Североморск и 17.12.1963 г. перечислен в состав СФ; до 19.05.1966 г. относился к подклассу ПЛК; 1.10.1973 г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой, но 30.07.1978 г. расконсервирован и вновь введён в строй; с 24.11.1978 г. по 27.05.1980 г. на Прибалтийском ССЗ «Янтарь» модернизирован по пр.159-М; с 9.10.1986 г. по 1.11.1988 г. на СРЗ-82 в пос. Росляково прошёл капитальный ремонт; 4.08.1995 г. исключён из состава ВМФ в связи со сдачей в ОРВИ для разоружения, демонтажа и реализации; 1.09.1995 г. расформирован.

• СКР-18, [з/н 28]; до 19.05.1966 г. ПЛК-15. 28.08.1959 г. заложен на стапеле ССЗ № 638 им. С.М.Кирова в Хабаровске; 29.09.1959 г. зачислен в списки кораблей ВМФ; спущен на воду 27.06.1961 г.; вступил в строй 12.12.1962 г.; 30.12.1962 г. включён в состав ТОФ; до 19.05.1966 г. относился к подклассу ПЛК; с 5.07.1973 г. по 25.01.1974 г. на «Дальзаводе» им. 50-летия СССР во Владивостоке прошёл капитальный ремонт и модернизацию по пр.159-М; 18–23.11.1976 г. нанёс визит в Басру (Ирак); с 2.03.1979 г. входил в состав КамФлРС и с 23.04.1981 г. в состав СахФлРС КТОФ; 4.05.1989 г. исключён из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации; 1.10.1989 г. расформирован.

• СКР-11, [з/н 30]; до 19.05.1966 г. ПЛК-11. 20.12.1960 г. заложен на стапеле ССЗ № 638 им. С.М.Кирова в Хабаровске; 16.02.1962 г. зачислен в списки кораблей ВМФ; спущен на воду 25.04.1963 г.; вступил в строй 14.12.1963 г.; 23.11.1964 г. включён в состав ТОФ; до 19.05.1966 г. относился к подклассу ПЛК; в период с 3.03.1976 г. по 1.01.1978 г. на «Дальзаводе» им. 50-летия СССР во Владивостоке прошёл капитальный ремонт и модернизацию по пр.159-М; 31.12.1988 г. выведен из боевого состава, законсервирован и в б. Новик поставлен на отстой; 1.10.1989 г. расконсервирован и вновь введён в строй; 15.02.1991 г. исключён из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации; 1.06.1991 г. расформирован.

• СКР-43, [з/н 31]; до 19.05.1966 г. ПЛК-43. 16.06.1961 г. заложен на стапеле ССЗ № 638 им. С.М.Кирова в Хабаровске; 31.05.1962 г. зачислен в списки кораблей ВМФ; спущен на воду 28.08.1963 г.; вступил в строй 29.04.1964 г.; 23.11.1964 г. включён в состав ТОФ; до 19.05.1966 г. относился к подклассу ПЛК; в период с 27.05.1974 г. по 2.04.1975 г. на «Дальзаводе» им. 50-летия СССР во Владивостоке прошёл средний ремонт; с 10.02.1981 г. по 10.11.1981 г. там же модернизирован по пр.159-М. 4.05.1989 г. исключён из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации; 1.10.1989 г. расформирован.

• СКР-46, [з/н 33]; до 19.05.1966 г. ПЛК-46. 19.07.1963 г. заложен на стапеле ССЗ № 638 им. С.М.Кирова в Хабаровске; 29.01.1964 г. зачислен в списки кораблей ВМФ; спущен на воду 24.04.1965 г.; вступил в строй 30.09.1965 г.; 21.10.1965 г. включён в состав КТОФ; до 19.05.1966 г. относился к подклассу ПЛК; с 17.07.1971 по 29.07.1974 г. на «Дальзаводе» им. 50-летия СССР во Владивостоке модернизирован по пр.159-М; с 11.12.1980 г. по 10.11.1981 г. на Хабаровском ССЗ им. С.М.Кирова прошёл капитальный ремонт; 4.05.1989 г. исключён из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации; 1.10.1989 г. расформирован; с 26.11.1971 г. по 17.11.1973 г. кораблём командовал В.И.Куроедов (c 7.11.1997 г. – Главком ВМФ РФ).

ОСНОВНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение, тонн
• стандартное
• полное
-
950
1 150
Основные размерения, м
• длина наибольшая (по КВЛ)
• ширина наибольшая (по КВЛ)
• осадка наибольшая (средняя)
-
81,8 (78)
9,2 (8,9)
5,8 (2,85)
Главная энергетическая установка:
• 2 форсажных газовых турбины М-2Б,
  суммарная мощность, л.с. (кВт)
• 1 дизель 61Б, мощность, л.с. (кВт)
дизель-газотурбинная М-2
-

30 000 (22 050)
6 000 (4 410)
3 вала; 2 ВФШ, 1 ВРШ; 2 подруливающих устройства
Скорость хода, уз:
• наибольшая
• экономическая
-
32
14
Дальность плавания, миль (при скорости, уз) 2000 (14)
Автономность, сут. 10
Экипаж, чел. (в т.ч. офицеров) 98 (9)

ВООРУЖЕНИЕ

Артиллерийское:
• 76,2-мм АУ АК-726
-
2
Х 2
Торпедное:
• 400-мм ТА ПТА-40-159
-
1
Х 5
Противолодочное:
• РБУ-2500 «Смерч»
  глубинные бомбы РГБ-25
-
2
Х 16
128

РАДИОЭЛЕКТРОННОЕ ВООРУЖЕНИЕ

БИУС «Планшет-59»
РЛС общего обнаружения 1 х МР-302 «Рубка» (Strut Curve)
НРЛС 1 х «Дон-2» (Don II)
ГАС «Титан» (Bull Horn)
• «Вычегда»
• БГАС «Вега»
средства РЭБ «Бизань-4Б» (Watch Dog)
РЛС управления огнем 1 х «Фут-Б» (Hawk Screech) или
1 х МР-105 «Турель» (Owl Screech) для АУ
средства связи набор средств
РЛС госопознавания «Нихром» (High Pole B)

Боковая проекция СКР пр.159
(2000х515 pix)


Цветная боковая проекция СКР-38 пр.159-М (2000x640 pix)


СКР пр.159-М, июнь 1989 г.


СКР пр.159-М с открыто установленным оборудованием БГАС


СКР пр.159-М


СКР-38 пр.159-М, 1980-е гг.


СКР-46 пр.159-М Тихоокеанского

 



Hosted by uCoz