Во время Второй Мировой войны в прибрежных
водах и для проводки внутренних конвоев
широко использовались охотники за подводными
лодками различных проектов. Строительство БО
по проекту 122-бис, начатое ещё
во время ВОВ, продолжалось и в первую
послевоенную десятилетнюю программу военного
кораблестроения 1945-1955 годы. Достаточно
удачный проект обладал и рядом недостатков:
малая скорость полного хода, слабые для
1950-х годов средства ПВО. Поэтому в этот же
период постоянно велись исследования по
разработке нового более мощного большого
охотника получившего номер проекта 159.
Однако постоянный рост требований к боевым
возможностям привел к значительному росту
водоизмещения и поиску мощной и лёгкой ГЭУ
для получения высокой скорости хода,
необходимой для борьбы с атомными подводными
лодками. В конце концов в качестве ГЭУ стала
рассматриваться комбинированная
дизель-газотурбинная установка.
Тактико-техническое задание на
проектирование корабля пр.159 было
окончено разработкой в 1955 году.
Проектирование было поручено Зеленодольскому
ПКБ, главным конструктором этого корабля
стал А.В.Кунахович, а главным наблюдающим –
капитан 2 ранга Н.Д.Кондратенко. Основное
назначение корабля – борьба с подводными
лодками. Работы по проекту были закончены в
1956 году.
К
моменту окончания проектирования стандартное
водоизмещение корабля превысило 900 т, что
дало основание классифицировать его не как
большой охотник, а как сторожевой корабпь. В
процессе проектирования впервые в мире и в
отечественном ВМФ был разработан на ЮТЗ
форсажный газотурбинный двигатель М-2
мощностью 15 000 л.с. Окончательно
энергоустановка СКР была принята трёхвальной.
Средний вал с дизельным двигателем и винтом
регулируемого шага, и бортовые валы с
газотурбинными двигателями и винтами
фиксированного шага. На полном ходу работали
все валы, а на экономическом только средний
вал при свободновращающихся бортовых валах.
Поскольку маршевая установка стала
одновальной, то для повышения манёвренности
в узкостях и при швартовке было принято
решение об установке подруливающих
устройств. На первых кораблях были
установлены подруливающие устройства
германской фирмы «Плейгер». Позже
устанавливались устройства только
отечественного производства. Следует
отметить, что создание в СССР ВРШ для этих
кораблей типа ВР-159 на мощность в 6000 л.с.
под руководством А.Л.Лучанского тоже было
значительным достижением отечественного
машиностроения.
В
качестве основного вооружения ПВО на СКР
пр.159 решили использовать два 76,2-мм
двухствольных автомата АК-726 с РЛС
управления «Фут-Б». Основу противолодочного
оружия на новом корабле впервые в
отечественном ВМФ составляли малогабаритные
противолодочные торпеды (один пятитрубный
400-мм торпедный аппарат, установленный в
диаметральной плоскости) и РБУ-2500 (по 2
штуки на носу и на корме). Основное
радиотехническое вооружение на корабле было
представлено РЛС общего обнаружения «Фут-Н»
и двумя ГАС – «Титан» и «Вычегда». Антенна
ГАС размещалась в «торпедообразном»
стационарном обтекателе размещённом под
килем корабля. Сам обтекатель изготавливался
из титана. Это был первый опыт применения
титана в судостроении.
Общее расположение корабля отличалось
исключительным рационализмом и
продуманностью. Так, например, жилые
помещения отличались уютом, по сравнению с
аналогичными помещениями на других кораблях.
Западные наблюдатели отнесли корабли
пр.159 (первоначально называвшиеся в ВМФ
СССР противолодочными) к классу фрегатов и
присвоили им обозначение
Petya class.
Несмотря на скромные размеры, СКР пр.159
обладал хорошей мореходностью (использование
оружия было возможно при волнении моря до
4-х баллов). Для снижения размахов качки на
корабле были размещены успокоители качки.
Однако главное достижение – большая
дальность плавания на экономической скорости
(более 2000 миль). Корабль легко развил на
испытаниях при использовании форсажных
газотурбинных двигателей более 33 узлов
полного хода. Первый опыт эксплуатации СКР
показал и определённые неудобства в
использовании трёхвальной ГЭУ, особенно на
режиме экономического хода, или при поиске
ПЛ, когда внушительные винты бортовых валов
создавали значительное сопротивление и резко
ухудшали экономичность всей установки.
С
обтекателем ГАС кораблей пр.159
происходили различные неприятности.
Некоторые корабли повреждали обтекатели при
посадках на мель. Во время конфликта СССР с
Китаем в 1960-х годах, для защиты района
реки Амур Главком ВМФ приказал быстро ввести
в реку несколько СКР пр.159. Однако
это был невыполнимый приказ, ибо габаритная
осадка корабля с обтекателем была больше чем
у эсминцев
пр.56. Так что плавание этого
корабля на отмелях и в устьях рек для него
было невозможно. Вместе с тем корабли
пр.159 (как и подобные ему
пр.35)
не имели равноценных зарубежных аналогов,
ибо в то время они превосходили любые СКР
водоизмещением от 1000 до 2000 тонн
иностранных флотов.
Модификации. На части
кораблей пр.159 в процессе ремонтов и
модернизаций вместо устаревшей станции «Фут-Б»
устанавливалась РЛС управления «Турель».
Головной корабль – СКР-1 – был в 1977-79 гг.
переоборудован в опытовое судно для
испытаний первого отечественного ПЛРК
«Вихрь» (РПК-1). С корабля было
демонтировано всё вооружение, размещённое в
носовой части, вместо которого установили
двухбалочную наводящуюся пусковую установку
МС-18 и систему заряжания на восемь ракет.
Управление противолодочным комплексом
осуществлялось специальной системой «Спрут»,
которая получала целеуказание от ГАС корабля
или внешних источников. Противолодочная
ракета 82-Р массой 1800 кг оснащалась
спецбоеприпасом и имела дальность стрельбы
от 10 до 24 км при радиусе поражения 1,5 км
(на губину до 500 м). Впоследствии этот
комплекс был установлен на авианесущих
кораблях
пр.1123 и пр.1143.
Уже в процессе строительства СКР пр.159
было принято решение о постройке кораблей
второй серии, но с составом вооружения, как
на
пр.35.
Эти корабли, получившие номер
проекта 159-А, строилась с
1966 года по 1972 год в количестве 23
единиц. На западе они получили обозначение
Petya-II class.
СКР пр.159-А поставлялись на
экспорт в различные страны (7 единиц), а
кроме того был разработан специальный
экспортный
проект 159-АЭ (Petya-III class), который поставлялся в Индию,
Сирию и Вьетнам.
В
целях увеличения возможностей СКР пр.159
по обнаружению подводных целей было решено
их модернизировать. Проект модернизации –
159-М – был выполнен
Зеленодольским ПКБ в 1969-71 гг. Он
предусматривал размещение буксируемой ГАС
«Вега» вместо кормового комплекса
вооружения. Всего за период с 1973 по 1980
годы была проведена модернизация 9 кораблей
(Modified Petya-I
class).
Программа строительства.
Головной корабль пр.159, получивший
номер СКР-1, был построен в 1961 году на
судостроительном заводе «Янтарь» (№820) в
Калининграде. К 1965 году была построена
первая серия этих кораблей – 19 номерных СКР.
Строительство велось на двух заводах: ССЗ
«Янтарь» в Калининграде и Хабаровском
судостроительном заводе (№368). Позднее
постройка была продолжена, но по изменённому
проекту 159-А.
Статус на 2007 г.
Сторожевые корабли пр.159 вели
активную службу в ВМФ СССР. До мая 1966 г.
они классифицировались как противолодочные
корабли, и только потом как СКР. Последние
из них были выведены из состава флота в 1994
году.
Черноморский СКР-27, находясь при несении
боевой службы в зоне военных действий на
Средиземном море, выполнял боевую задачу по
оказанию помощи вооруженным силам Египта в
июне 1967 г. и в течение всего 1968 г.
Тихоокеанский СКР-23, находясь при несении
боевой службы в зоне военных действий в
Аравийском и Красном морях, выполнял боевую
задачу по оказанию помощи вооруженным силам
Эфиопии в 1977-78 гг.
Размещение вооружения на сторожевом
корабле проекта 159
1 - 76,2-мм универсальные
артустановки АК-726; 2 - реактивные
бомбометные установки РБУ-2500; 3 - РЛС
управления огнём «Фут-Б»; 4 - навигационная
РЛС «Нептун»; 5 - РЛС общего обнаружения
«Фут-Н»; 6 - обтекатель подкильной ГАС
«Титан»; 7 - 400-мм пятитрубный торпедный
аппарат ПТА-40-159; 8 - минные рельсы; 9 -
буксируемые акустические охранители; 10 -
подпалубные бомбосбрасыватели.
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ СЛУЖБЫ
• СКР-38, [з/н 150]; до 19.05.1966 г. ПЛК-4.
31.10.1958 г. заложен на стапеле ССЗ № 820 в
Калининграде; 17.02.1959 г. зачислен в
списки кораблей ВМФ; спущен на воду
1.04.1960 г., вступил в строй 30.11.1961 г.;
16.01.1962 г. включён в состав КБФ; до
19.05.1966 г. относился к подклассу ПЛК; в
период с 30.08.1984 г. по 5.02.1987 г.
модернизирован на СРЗ в Риге по пр.159-М;
19.04.1990 г. исключён из состава ВМФ в
связи со сдачей в ОФИ для разоружения,
демонтажа и реализации; 1.10.1990 г.
расформирован; в 1991–1992 гг. затонул при
демонтаже механизмов и систем в Балтийском
порту из-за неисправности донно-забортной
арматуры.
• СКР-47, [з/н 151]; до 19.05.1966 г. ПЛК-5.
31.12.1958 г. заложен на стапеле ССЗ № 820 в
Калининграде; 17.02.1959 г. зачислен в
списки кораблей ВМФ; спущен на воду
1.07.1960 г.; вступил в строй 26.12.1961 г.;
16.06.1962 г. включён в состав КБФ; в конце
1962 г. совершил межфлотский переход вокруг
Скандинавии из Балтийска в Североморск;
8.12.1962 г. перечислен в состав СФ; до
19.05.1966 г. относился к подклассу ПЛК; в
период с 28.05.1963 г. по 25.11.1964 г. на
Прибалтийском ССЗ «Янтарь» в Калининграде
модернизирован по пр.159-М; с
1.11.1987 г. по 16.12.1988 г. на СРЗ-82 в
пос. Росляково прошёл средний ремонт;
29.10.1992 г. исключён из состава ВМФ в
связи со сдачей в ОФИ для разоружения,
демонтажа и реализации; 31.12.1992 г.
расформирован и разделан на металл в
Архангельске.
• СКР-26, [з/н 153]; до 19.05.1966 г.
ПЛК-14. 6.03.1959 г. заложен на стапеле
ССЗ № 820 в Калининграде; 21.05.1959 г.
зачислен в списки кораблей ВМФ; спущен на
воду 1.06.1960 г., вступил в строй
27.12.1961 г.; 16.01.1962 г. включён в
состав КБФ; в конце 1962 г. совершил
межфлотский переход вокруг Скандинавии из
Балтийска в Североморск и 8.12.1962 г.
перечислен в состав СФ; 22.01.1965 г. был
возвращён в состав КБФ; 7.07.1965 г. вновь
переведён в состав КСФ; с 28.05.1963 г. по
22.01.1965 г. на ССЗ №820 прошёл
модернизацию и капитальный ремонт; до
19.05.1966 г. относился к подклассу ПЛК; с
21.12.1970 г. по 11.02.1977 г. на СРЗ-35 («Севморпуть»)
в Мурманске, с 28.11.1979 г. по 14.07.1981
г. на Прибалтийском ССЗ «Янтарь» в
Калининграде и с 20.07.1989 г. по 22.10.1991
г. на СРЗ-82 в пос. Росляково проходил
капитальный и средний ремонт; 30.06.1993 г.
исключён из состава ВМФ в связи со сдачей в
ОРВИ для разоружения, демонтажа и
реализации; 1.11.1993 г. расформирован и
позже разделан на металл в Мурманске.
• СКР-1, [з/н 601]; до 19.05.1966 г. ПЛК-1,
с 30.05.1978 г. ОС-332. 26.01.1957 г.
зачислен в списки кораблей ВМФ; 31.08.1957
г. заложен на стапеле ССЗ № 820 в
Калининграде; спущен на воду 31.08.1959 г.;
весной 1960 г. переведён по внутренним
водным системам в Азовское море, а оттуда в
Чёрное для прохождения сдаточных испытаний;
вступил в строй 30.12.1961 г.; 19.01.1962 г.
включён в состав ЧФ; являлся головным
кораблём данного проекта; до 19.05.1966 г.
относился к подклассу ПЛК; с 25.02.1974 г.
по 29.07.1974 г. на «Севморзаводе» им.
С.Орджоникидзе в Севастополе прошёл средний
ремонт; с 12.10.1977 г. по 1979 г. там же
модернизирован и перестроен по опытному
образцу; 30.03.1978 г. выведен из боевого
состава и переклассифицирован в ОС;
1.10.1986 г. расформирован в связи со сдачей
в ОФИ для разоружения, демонтажа и
реализации; 1.02.1987 г. исключён из списков
судов ВМФ и позже разделан на металл в
Севастополе.
• СКР-17, [з/н 154]; до 19.05.1966 г.
ПЛК-17, с 19.08.1982 г. ОС-34.
24.04.1959 г. заложен на стапеле ССЗ № 820 в
Калининграде; 21.05.1959 г. зачислен в
списки кораблей ВМФ; спущен на воду
5.08.1960 г., вступил в строй 31.12.1961 г.;
16.01.1962 г. включён в состав КБФ; до
19.05.1966 г. относился к подклассу ПЛК;
15.03.1965 г. перечислен в состав СФ и
весной 1965 г. совершил межфлотский переход
вокруг Скандинавии из Балтийска в
Североморск; 27.05.1980 г. после перехода
весной 1980 г. по внутренним водным системам
из Белого моря в Азовское, а оттуда в Чёрное
переведён в состав КЧФ; 8–13.05.1970 г.
нанёс визит в порт Алжир; с 7.10.1975 г. по
28.11.1977 г. на Прибалтийском ССЗ «Янтарь»
в Калининграде прошёл капитальный ремонт и
модернизацию по пр.159-М; 19.08.1982
г. выведен из боевого состава и
переформирован в ОС; 28.09.1990 г. исключён
из списков судов ВМФ в связи со сдачей в ОФИ
для разоружения, демонтажа и реализации;
1.10.1990 г. расформирован и позже разделан
на металл в Севастополе.
• СКР-9, [з/н 157]; до 19.05.1966 г. ПЛК-9.
18.07.1959 г. заложен на стапеле ССЗ № 820 в
Калининграде; 12.09.1959 г. зачислен в
списки кораблей ВМФ; спущен на воду
14.10.1960 г., вступил в строй 30.06.1962
г.; 24.07.1962 г. включён в состав КБФ; в
конце 1963 г. совершил межфлотский переход
вокруг Скандинавии из Балтийска в
Североморск и 13.12.1963 г. перечислен в
состав СФ; до 19.05.1966 г. относился к
подклассу ПЛК; в период с 7.10.1975 г. по
10.06.1977 г. на СРЗ-35 («Севморпуть») в
Мурманске и с 3.12.1982 г. по 18.07.1984 г.
на СРЗ-82 в пос. Росляково проходил
капитальный ремонт; 19.04.1990 г. исключён
из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для
демонтажа и реализации, 1.10.1990 г.
расформирован и позже разделан на металл в
Мурманске.
• СКР-22, [з/н 158]; до 19.05.1966 г.
ПЛК-22. 12.09.1959 г. зачислен в списки
кораблей ВМФ; 26.09.1959 г. заложен на
стапеле ССЗ №820 в Калининграде; спущен на
воду 25.01.1961 г.; вступил в строй
14.11.1962 г.; 19.12.1962 г. включён в
состав КБФ; в конце 1963 г. совершил
межфлотский переход вокруг Скандинавии из
Балтийска в Североморск и 17.12.1963 г.
перечислен в состав СФ; до 19.05.1966 г.
относился к подклассу ПЛК; с 28.11.1977 г.
по 26.04.1979 г. на Прибалтийском ССЗ
«Янтарь» в Калининграде и с 10.08.1985 г. по
25.08.1987 г. на СРЗ-82 в пос. Росляково
проходил капитальный ремонт и модернизацию
по пр.159-М; 24.06.1991 г. исключён
из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для
разоружения, демонтажа и реализации;
1.10.1991 г. расформирован и позже разделан
на металл в Мурманске.
• СКР-33, [з/н 159]; до 19.05.1966 г.
ПЛК-25. 12.09.1959 г. зачислен в списки
кораблей ВМФ; 26.12.1959 г. заложен на
стапеле ССЗ № 820 в Калининграде; спущен на
воду 7.04.1961 г.; вступил в строй
14.11.1962 г.; 19.12.1962 г. включён в
состав КБФ; в конце 1963 г. совершил
межфлотский переход вокруг Скандинавии из
Балтийска в Североморск и 17.12.1963 г.
перечислен в состав СФ; до 19.05.1966 г.
относился к подклассу ПЛК; 1.10.1973 г.
выведен из боевого состава, законсервирован
и поставлен на отстой, но 30.07.1978 г.
расконсервирован и вновь введён в строй; с
24.11.1978 г. по 27.05.1980 г. на
Прибалтийском ССЗ «Янтарь» модернизирован по
пр.159-М; с 9.10.1986 г. по 1.11.1988
г. на СРЗ-82 в пос. Росляково прошёл
капитальный ремонт; 4.08.1995 г. исключён из
состава ВМФ в связи со сдачей в ОРВИ для
разоружения, демонтажа и реализации;
1.09.1995 г. расформирован.
• СКР-18, [з/н 28]; до 19.05.1966 г. ПЛК-15.
28.08.1959 г. заложен на стапеле ССЗ № 638
им. С.М.Кирова в Хабаровске; 29.09.1959 г.
зачислен в списки кораблей ВМФ; спущен на
воду 27.06.1961 г.; вступил в строй
12.12.1962 г.; 30.12.1962 г. включён в
состав ТОФ; до 19.05.1966 г. относился к
подклассу ПЛК; с 5.07.1973 г. по 25.01.1974
г. на «Дальзаводе» им. 50-летия СССР во
Владивостоке прошёл капитальный ремонт и
модернизацию по пр.159-М;
18–23.11.1976 г. нанёс визит в Басру (Ирак);
с 2.03.1979 г. входил в состав КамФлРС и с
23.04.1981 г. в состав СахФлРС КТОФ;
4.05.1989 г. исключён из состава ВМФ в связи
со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и
реализации; 1.10.1989 г. расформирован.
• СКР-27, [з/н 162]; до 19.05.1966 г.
ПЛК-27. 12.09.1959 г. зачислен в списки
кораблей ВМФ; 8.04.1960 г. заложен на
стапеле ССЗ № 820 в Калининграде; спущен на
воду 29.05.1961 г.; вступил в строй
31.12.1962 г.; 6.02.1963 г. включён в состав
КБФ; летом 1963 г. переведён по внутренним
водным системам из Балтийского моря в
Азовское, а оттуда в Чёрное и 23.07.1963 г.
перечислен в состав ЧФ; до 19.05.1966 г.
относился к подклассу ПЛК; 1–31.06.1967 г. и
1.01–31.12.1968 г., находясь при несении
боевой службы в зоне военных действий на
Средиземном море, выполнял боевую задачу по
оказанию помощи вооруженным силам Египта;
9–12.08.1969 г. нанёс визит в Варну
(Болгария); с 19.02.1987 г. по 1989 г. на
СРЗ «Флотский арсенал» в Варне прошёл
капитальный ремонт; 3.07.1992 г. исключён из
состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для
разоружения, демонтажа и реализации;
1.10.1992 г. расформирован и вскоре разделан
на металл в Севастополе.
• СКР-30, [з/н 163]; до 19.05.1966 г.
ПЛК-30, с 30.05.1978 г. ОС-333.
12.05.1959 г. зачислен в списки кораблей
ВМФ; 15.06.1960 г. заложен на стапеле ССЗ №
820 в Калининграде; спущен на воду
24.06.1961 г.; вступил в строй 31.12.1962
г.; 6.02.1963 г. включён в состав КБФ; до
19.05.1966 г. относился к подклассу ПЛК;
осенью 1968 г. переведён по внутренним
водным системам из Балтийского моря в
Азовское, а оттуда в Чёрное и 23.12.1968 г.
перечислен в состав ЧФ; с 25.01 по
14.08.1968 г. на КМОЛЗ в Кронштадте, с
27.06.1974 г. по 30.10.1974 г. и с
31.10.1985 г. по 10.09.1987 г. на «Севморзаводе»
им. С.Орджоникидзе в Севастополе проходил
средний и капитальный ремонт; 30.03.1978 г.
выведен из боевого состава и переформирован
в ОС; 28.09.1990 г. исключён из списков
судов ВМФ в связи с разоружением и передачей
Госснабу СССР для использования в
служебно-вспомогательных целях; 1.10.1990
расформирован.
• СКР-41, [з/н 29]; до 19.05.1966 г. ПЛК-41.
27.02.1960 г. заложен на стапеле ССЗ № 638
им. С.М.Кирова в Хабаровске; 21.09.1961 г.
зачислен в списки кораблей ВМФ; спущен на
воду 1.07.1962 г.; вступил в строй
21.03.1963 г.; 23.11.1963 г. включён в
состав ТОФ; до 19.05.1966 г. относился к
подклассу ПЛК; с 3.03.1976 г. по 21.12.1978
г. на ДВЗ «Звезда» в пос. Большой Камень
Приморского края прошёл капитальный ремонт;
20.06.1987 г. исключён из состава ВМФ в
связи со сдачей в ОФИ для разоружения,
демонтажа и реализации; 1.08.1987 г.
расформирован.
• СКР-34, [з/н 165]; до 19.05.1966 г.
ПЛК-34. 28.04.1960 г. зачислен в списки
кораблей ВМФ; 27.07.1960 г. заложен на
стапеле ССЗ № 820 в Калининграде; спущен на
воду 30.08.1961 г.; вступил в строй
4.10.1963 г.; 23.11.1964 г. включён в состав
КБФ; до 19.05.1966 г. относился к подклассу
ПЛК; осенью 1966 г. совершил межфлотский
переход вокруг Скандинавии из Балтийска в
Североморск и 5.10.1966 г. перечислен в
состав КСФ; в период с 7.10.1975 г. по
16.12.1976 г. на Прибалтийском ССЗ «Янтарь»
и с 1.10.1981 г. по 6.10.1983 г. на СРЗ-82 в
пос. Росляково проходил средний ремонт;
19.04.1990 г. исключён из состава ВМФ в
связи со сдачей в ОФИ для разоружения,
демонтажа и реализации; 1.10.1990 г.
расформирован и позже разделан на металл в
Мурманске.
• СКР-11, [з/н 30]; до 19.05.1966 г. ПЛК-11.
20.12.1960 г. заложен на стапеле ССЗ № 638
им. С.М.Кирова в Хабаровске; 16.02.1962 г.
зачислен в списки кораблей ВМФ; спущен на
воду 25.04.1963 г.; вступил в строй
14.12.1963 г.; 23.11.1964 г. включён в
состав ТОФ; до 19.05.1966 г. относился к
подклассу ПЛК; в период с 3.03.1976 г. по
1.01.1978 г. на «Дальзаводе» им. 50-летия
СССР во Владивостоке прошёл капитальный
ремонт и модернизацию по пр.159-М;
31.12.1988 г. выведен из боевого состава,
законсервирован и в б. Новик поставлен на
отстой; 1.10.1989 г. расконсервирован и
вновь введён в строй; 15.02.1991 г. исключён
из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для
разоружения, демонтажа и реализации;
1.06.1991 г. расформирован.
• СКР-43, [з/н 31]; до 19.05.1966 г. ПЛК-43.
16.06.1961 г. заложен на стапеле ССЗ № 638
им. С.М.Кирова в Хабаровске; 31.05.1962 г.
зачислен в списки кораблей ВМФ; спущен на
воду 28.08.1963 г.; вступил в строй
29.04.1964 г.; 23.11.1964 г. включён в
состав ТОФ; до 19.05.1966 г. относился к
подклассу ПЛК; в период с 27.05.1974 г. по
2.04.1975 г. на «Дальзаводе» им. 50-летия
СССР во Владивостоке прошёл средний ремонт;
с 10.02.1981 г. по 10.11.1981 г. там же
модернизирован по пр.159-М. 4.05.1989
г. исключён из состава ВМФ в связи со сдачей
в ОФИ для разоружения, демонтажа и
реализации; 1.10.1989 г. расформирован.
• СКР-40, [з/н 166];
до 19.05.1966 г. ПЛК-37. 28.04.1960
г. зачислен в списки кораблей ВМФ;
28.10.1960 г. заложен на стапеле ССЗ № 820 в
Калининграде; спущен на воду 18.11.1961 г.;
вступил в строй 30.06.1964 г.; 23.11.1964
г., после перевода по внутренним водным
системам из Балтийского моря в Азовское, а
оттуда в Черное, включён в состав ЧФ; до
19.05.1966 г. относился к подклассу ПЛК; с
13.08.1976 г. по 2.03.1978 г., с 18.07.1984
г. по 10.06.1985 г. на «Севморзаводе» им.
С.Орджоникидзе в Севастополе и
3.02–12.11.1986 на СРЗ «Флотский арсенал» в
Варне (Болгария) проходил капитальный и
средний ремонт; 25.01.1994 г. исключён из
состава ВМФ в связи со сдачей в ОРВИ для
разоружения, демонтажа и реализации;
1.09.1994 г. расформирован.
• СКР-3, [з/н 32]; до 19.05.1966 г.
ПЛК-3. 10.01.1962 г. заложен на
стапеле ССЗ № 638 им. С.М.Кирова в
Хабаровске; 9.02.1963 г. зачислен в списки
кораблей ВМФ; спущен на воду 29.05.1964 г.;
вступил в строй 26.12.1964 г.; 22.01.1965 г.
включён в состав ТОФ; до 19.05.1966 г.
относился к подклассу ПЛК; с 14.12.1967 г.
по 27.02.1969 г. и с 1.02.1980 по 19.01.1983
проходил капремонт на «Дальзаводе»
им. 50-летия СССР во Владивостоке, после
чего был выведен из боевого состава,
законсервирован и в б. Новик поставлен на
отстой; 19.04.1990 г. исключён из состава
ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения,
демонтажа и реализации; 1.10.1990 г.
расформирован.
• СКР-46, [з/н 33];
до 19.05.1966 г. ПЛК-46. 19.07.1963
г. заложен на стапеле ССЗ № 638 им.
С.М.Кирова в Хабаровске; 29.01.1964 г.
зачислен в списки кораблей ВМФ; спущен на
воду 24.04.1965 г.; вступил в строй
30.09.1965 г.; 21.10.1965 г. включён в
состав КТОФ; до 19.05.1966 г. относился к
подклассу ПЛК; с 17.07.1971 по 29.07.1974 г.
на «Дальзаводе» им. 50-летия СССР во
Владивостоке модернизирован по пр.159-М;
с 11.12.1980 г. по 10.11.1981 г. на
Хабаровском ССЗ им. С.М.Кирова прошёл
капитальный ремонт; 4.05.1989 г. исключён из
состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для
разоружения, демонтажа и реализации;
1.10.1989 г. расформирован; с 26.11.1971 г.
по 17.11.1973 г. кораблём командовал
В.И.Куроедов (c 7.11.1997 г. – Главком ВМФ
РФ).
• СКР-23, [з/н 34];
до 19.05.1966 г. ПЛК-23. 23.12.1963
г. заложен на стапеле ССЗ № 368 им.
С.М.Кирова в Хабаровске; 27.01.1965 г.
зачислен в списки кораблей ВМФ; спущен на
воду 20.08.1965 г.; вступил в строй
30.12.1965 г.; 11.01.1966 г. включён в
состав КТОФ; до 19.05.1966 г. относился к
подклассу ПЛК; 4.02–9.09.1970 г. и
3.09.1974–17.05.1977 г. на «Дальзаводе» им.
50-летия СССР во Владивостоке проходил
средний и капитальный ремонт; с 9.09.1970 г.
входил в состав КамФлРС КТОФ;
6.12.1977–7.07.1978 г., находясь при несении
боевой службы в зоне военных действий в
Аравийском и Красном морях, выполнял боевую
задачу по оказанию помощи вооруженным силам
Эфиопии; 4.05.1989 г. исключён из состава
ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения,
демонтажа и реализации; 1.10.1989 г.
расформирован и в б. Раковая (г.
Петропавловск-Камчатский) посажен на
прибрежную отмель.
ОСНОВНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ
ХАРАКТЕРИСТИКИ |
Водоизмещение, тонн
• стандартное
• полное |
-
938
1
077 |
Основные размерения, м
• длина наибольшая (по КВЛ)
• ширина наибольшая (по КВЛ)
• осадка наибольшая (средняя) |
-
81,8 (78)
9,2 (8,9)
5,8 (2,85) |
Главная энергетическая установка:
• 2 форсажных газовых турбины М-2Б,
суммарная мощность, л.с. (кВт)
• 1 дизель 61Б, мощность, л.с. (кВт) |
дизель-газотурбинная М-2
-
30 000 (22 050)
6 000 (4 410) |
3
вала; 2 ВФШ, 1 ВРШ; 2 подруливающих
устройства |
Скорость хода, уз:
• наибольшая
• экономическая |
-
33
14 |
Дальность плавания, миль (при
скорости, уз) |
2000 (14) |
Автономность, сут. |
10 |
Экипаж, чел. (в т.ч. офицеров) |
108 (9) |
ВООРУЖЕНИЕ |
Артиллерийское:
• 76,2-мм АУ АК-726 |
-
2 Х 2 |
Торпедное:
• 400-мм ТА ПТА-40-159 |
-
1 Х 5 |
Противолодочное:
• РБУ-2500 «Смерч»
глубинные бомбы РГБ-25
• бомбосбрасыватели
глубинные бомбы БПС/ГБ/ББ |
-
4 Х 16
256
2
н/д |
Минное:
• мины на верхней палубе вперегруз |
-
20...30 |
РАДИОЭЛЕКТРОННОЕ ВООРУЖЕНИЕ |
БИУС |
•
«Планшет-59» |
РЛС общего обнаружения |
1 х
«Фут-Н» (Slim Net) |
НРЛС |
1 х
«Нептун» или
«Дон-2» (Don II) |
ГАС |
•
«Титан» (Bull Horn)
• «Вычегда» |
средства РЭБ |
•
«Бизань-4Б» (Watch Dog)
• акустические охранители |
РЛС управления огнем |
1 х
«Фут-Б» (Hawk Screech)
или
1 х МР-105 «Турель» (Owl
Screech)
для АУ |
средства связи |
набор средств |
РЛС госопознавания |
•
«Нихром» (High Pole B), 2 х
Square Head |
|
Проекции ПЛК-14 (будущий СКР-26) пр.159,
1962 г.
(2000х880 pix)
Сторожевые корабли (ПЛК)
пр.159 в море
Противолодочный корабль ПЛК-14 (будущий
СКР-26) пр.159 в составе Северного флота.
Начало 1960-х гг.
Противолодочный корабль ПЛК-30 (будущий
СКР-30) пр.159 на Балтике, 1960-е гг.
Противолодочный корабль ПЛК-34 (будущий
СКР-34) пр.159 Балтийского флота
Дивизион сторожевых кораблей пр.159,
Северодвинск, 1991 г. (фото предоставил
А.Самсонов)
СКР-33 пр.159 в базе, СФ, Северодвинск, 1990
г. (фото предоставил А.Самсонов).
Опытовое судно ОС-332 (бывший СКР-1) с
пусковой установкой ПЛРК «Вихрь». Начало
1980-х г |