Сайт посвящен кораблям, входившим в состав 17 бригады противолодочных кораблей
Крымской военно-морской базы Краснознамённого Черноморского Флота СССР.
СКР-1
("Единица")
Сторожевой корабль СКР-1
История рождения проекта: Во время Второй Мировой войны в прибрежных водах и для проводки внутренних конвоев широко использовались охотники за подводными лодками различных проектов. Строительство БО по проекту 122-бис, начатое ещё во время ВОВ, продолжалось и в первую послевоенную десятилетнюю программу военного кораблестроения 1945-1955 годы. Достаточно удачный проект обладал и рядом недостатков: малая скорость полного хода, слабые для 1950-х годов средства ПВО. Поэтому в этот же период постоянно велись исследования по разработке нового более мощного большого охотника получившего номер проекта 159. Однако постоянный рост требований к боевым возможностям привел к значительному росту водоизмещения и поиску мощной и лёгкой ГЭУ для получения высокой скорости хода, необходимой для борьбы с атомными подводными лодками. В конце концов в качестве ГЭУ стала рассматриваться комбинированная дизель-газотурбинная установка. Тактико-техническое задание на проектирование корабля пр.159 было окончено разработкой в 1955 году. Проектирование было поручено Зеленодольскому ПКБ, главным конструктором этого корабля стал А.В.Кунахович, а главным наблюдающим – капитан 2 ранга Н.Д.Кондратенко. Основное назначение корабля – борьба с подводными лодками. Работы по проекту были закончены в 1956 году. К моменту окончания проектирования стандартное водоизмещение корабля превысило 900 т, что дало основание классифицировать его не как большой охотник, а как сторожевой корабпь. В процессе проектирования впервые в мире и в отечественном ВМФ был разработан на ЮТЗ форсажный газотурбинный двигатель М-2 мощностью 15 000 л.с. Окончательно энергоустановка СКР была принята трёхвальной. Средний вал с дизельным двигателем и винтом регулируемого шага, и бортовые валы с газотурбинными двигателями и винтами фиксированного шага. На полном ходу работали все валы, а на экономическом только средний вал при свободновращающихся бортовых валах. Поскольку маршевая установка стала одновальной, то для повышения манёвренности в узкостях и при швартовке было принято решение об установке подруливающих устройств. На первых кораблях были установлены подруливающие устройства германской фирмы «Плейгер». Позже устанавливались устройства только отечественного производства. Следует отметить, что создание в СССР ВРШ для этих кораблей типа ВР-159 на мощность в 6000 л.с. под руководством А.Л.Лучанского тоже было значительным достижением отечественного машиностроения. В качестве основного вооружения ПВО на СКР пр.159 решили использовать два 76,2-мм двухствольных автомата АК-726 с РЛС управления «Фут-Б». Основу противолодочного оружия на новом корабле впервые в отечественном ВМФ составляли малогабаритные противолодочные торпеды (один пятитрубный 400-мм торпедный аппарат, установленный в диаметральной плоскости) и РБУ-2500 (по 2 штуки на носу и на корме). Основное радиотехническое вооружение на корабле было представлено РЛС общего обнаружения «Фут-Н» и двумя ГАС – «Титан» и «Вычегда». Антенна ГАС размещалась в «торпедообразном» стационарном обтекателе размещённом под килем корабля. Сам обтекатель изготавливался из титана. Это был первый опыт применения титана в судостроении. Общее расположение корабля отличалось исключительным рационализмом и продуманностью. Так, например, жилые помещения отличались уютом, по сравнению с аналогичными помещениями на других кораблях. Западные наблюдатели отнесли корабли пр.159 (первоначально называвшиеся в ВМФ СССР противолодочными) к классу фрегатов и присвоили им обозначение Petya class. Несмотря на скромные размеры, СКР пр.159 обладал хорошей мореходностью (использование оружия было возможно при волнении моря до 4-х баллов). Для снижения размахов качки на корабле были размещены успокоители качки. Однако главное достижение – большая дальность плавания на экономической скорости (более 2000 миль). Корабль легко развил на испытаниях при использовании форсажных газотурбинных двигателей более 33 узлов полного хода. Первый опыт эксплуатации СКР показал и определённые неудобства в использовании трёхвальной ГЭУ, особенно на режиме экономического хода, или при поиске ПЛ, когда внушительные винты бортовых валов создавали значительное сопротивление и резко ухудшали экономичность всей установки. С обтекателем ГАС кораблей пр.159 происходили различные неприятности. Некоторые корабли повреждали обтекатели при посадках на мель. Во время конфликта СССР с Китаем в 1960-х годах, для защиты района реки Амур Главком ВМФ приказал быстро ввести в реку несколько СКР пр.159. Однако это был невыполнимый приказ, ибо габаритная осадка корабля с обтекателем была больше чем у эсминцев пр.56. Так что плавание этого корабля на отмелях и в устьях рек для него было невозможно. Вместе с тем корабли пр.159 (как и подобные ему пр.35) не имели равноценных зарубежных аналогов, ибо в то время они превосходили любые СКР водоизмещением от 1000 до 2000 тонн иностранных флотов. Модификации. На части кораблей пр.159 в процессе ремонтов и модернизаций вместо устаревшей станции «Фут-Б» устанавливалась РЛС управления «Турель». Головной корабль – СКР-1 – был в 1977-79 гг. переоборудован в опытовое судно для испытаний первого отечественного ПЛРК «Вихрь» (РПК-1). С корабля было демонтировано всё вооружение, размещённое в носовой части, вместо которого установили двухбалочную наводящуюся пусковую установку МС-18 и систему заряжания на восемь ракет. Управление противолодочным комплексом осуществлялось специальной системой «Спрут», которая получала целеуказание от ГАС корабля или внешних источников. Противолодочная ракета 82-Р массой 1800 кг оснащалась спецбоеприпасом и имела дальность стрельбы от 10 до 24 км при радиусе поражения 1,5 км (на губину до 500 м). Впоследствии этот комплекс был установлен на авианесущих кораблях пр.1123 и пр.1143. Уже в процессе строительства СКР пр.159 было принято решение о постройке кораблей второй серии, но с составом вооружения, как на пр.35. Эти корабли, получившие номер проекта 159-А, строилась с 1966 года по 1972 год в количестве 23 единиц. На западе они получили обозначение Petya-II class. СКР пр.159-А поставлялись на экспорт в различные страны (7 единиц), а кроме того был разработан специальный экспортный проект 159-АЭ (Petya-III class), который поставлялся в Индию, Сирию и Вьетнам. В целях увеличения возможностей СКР пр.159 по обнаружению подводных целей было решено их модернизировать. Проект модернизации – 159-М – был выполнен Зеленодольским ПКБ в 1969-71 гг. Он предусматривал размещение буксируемой ГАС «Вега» вместо кормового комплекса вооружения. Всего за период с 1973 по 1980 годы была проведена модернизация 9 кораблей (Modified Petya-I class). Программа строительства. Головной корабль пр.159, получивший номер СКР-1, был построен в 1961 году на судостроительном заводе «Янтарь» (№820) в Калининграде. К 1965 году была построена первая серия этих кораблей – 19 номерных СКР. Строительство велось на двух заводах: ССЗ «Янтарь» в Калининграде и Хабаровском судостроительном заводе (№368). Позднее постройка была продолжена, но по изменённому проекту 159-А. Статус на 2007 г. Сторожевые корабли пр.159 вели активную службу в ВМФ СССР. До мая 1966 г. они классифицировались как противолодочные корабли, и только потом как СКР. Последние из них были выведены из состава флота в 1994 году.
История корабля: Головной корабль проекта 159, получивший номер СКР-1, был построен в 1961 году. В 1965 году была построена первая серия этих кораблей - 19 номерных СКР. Затем было принято решение о строительстве второй серии СКР пр.159, но с составом вооружения пр.35. Вторая серия этих кораблей, получившая номер пр.159А, строилась с 1966 по 1972 год и составила 29 кораблей. На них РБУ-2500 заменили на более мощные РБУ-6000, установили второй торпедный аппарат и модернизировали системы РЛС. СКР-1, [з/н 601]; до 19.05.1966 г. ПЛК-1, с 30.05.1978 г. ОС-332. 26.01.1957 г. зачислен в списки кораблей ВМФ; 31.08.1957 г. заложен на стапеле ССЗ № 820 в Калининграде; спущен на воду 31.08.1959 г.; весной 1960 г. переведён по внутренним водным системам в Азовское море, а оттуда в Чёрное для прохождения сдаточных испытаний; вступил в строй 30.12.1961 г.; 19.01.1962 г. включён в состав ЧФ; являлся головным кораблём данного проекта; до 19.05.1966 г. относился к подклассу ПЛК; с 25.02.1974 г. по 29.07.1974 г. на «Севморзаводе» им. С.Орджоникидзе в Севастополе прошёл средний ремонт; с 12.10.1977 г. по 1979 г. там же модернизирован и перестроен по опытному образцу; 30.03.1978 г. выведен из боевого состава и переклассифицирован в ОС; 1.10.1986 г. расформирован в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации; 1.02.1987 г. исключён из списков судов ВМФ и позже разделан на металл в Севастополе. |